ПСИХОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МОТОЦИКЛОМ
Автор: Натали Воронина
В этом блоке мы будем говорить про психологию и управление мотоциклом. Как наша психика влияет на стиль вождения и поведение на дороге. Поговорим о функциях мозга и наших эмоциях - куда ж без них)) А также разберёмся, как справиться со стрессом на дороге и как вести себя в конфликтной ситуации.
«Общий знаменатель у любителей мотоциклов — это два колеса»
«Самые отзывчивые люди — это мотоциклисты»
Личность райдера
Основные козыри мотоциклистов - самоконтроль и внимательность. Многие люди говорят, что им нравится ездить на мотоцикле, потому что это дает им сильное чувство свободы. А еще приятно, когда знаешь, что обладаешь необходимыми навыками, чтобы сохранить свою безопасность. В последнее время достаточное внимание уделяется личным качествам, которые нужны для безопасной и грамотной езды. Статистика показывает, что человеческие факторы сильно влияют на риск аварии.
Человеческий фактор - ваши личные характеристики, которые могут увеличить или уменьшить риск столкновения по сравнению с другими райдерами. Ваше отношение к собственной уязвимости и другим участникам дорожного движения. Уверенность, эмоции, настроение и стресс - всё это влияет на ваше поведение во время вождения байка. Если вы сможете распознавать ваши личные качества, которые увеличивают ваш риск на дороге, то вы сможете найти способы управлять ими.
Об этом и будет наш блок)
Глава первая. Жажда скорости
Тяга к вождению на запредельных скоростях характерна для ситуаций, когда человек хочет вырваться из рутины, сесть на свой байк и выкрутить газ до отсечки, чтобы оставить все заботы позади.
НО!
Во-первых, адреналин – это биологически активное вещество, которое «выбрасывается» в кровь в состоянии стресса. Он нужен для того, чтобы готовить организм к бою. То есть это гормон, который появляется в момент опасности: сердце бьется с бешеной скоростью, усталость проходит, о проблемах забываешь. Когда человек все время рискует, запас адреналина иссякает, организм перестаёт вырабатывать нужную дозу гормона. Помимо сердечных заболеваний, это ведет к сильному стрессу и депрессии.
Во-вторых, максимальные скорости на байке в опасных для жизни дорожных условиях являются ничем другим, как разновидностью пассивности человека. Да, да! Вот такой стиль бешеной езды говорит о том, что, скорее всего, вы стремитесь избежать неприятных эмоций и проблем. Во время быстрой езды и выработки адреналина вы будете получать постоянный заряд положительных эмоций, что, в свою очередь, будет перекрывать всё то, что вас не удовлетворяет в обычной жизни.
И это всё означает, что:
1) Если вы регулярно гоняете на дороге, рискуя не только своей, но и чужими жизнями - у вас есть серьёзные проблемы, с которыми надо работать.
2) Если же вы в удовольствие и лишь иногда позволяете себе прокатиться с ветерком, не перегибая палку и не забывая о собственной безопасности - то это нормально.
Глава вторая. Стили поведения на дорогах
В психологии существуют ряд теорий о жизненных позициях, которых мы регулярно придерживаемся в своем поведении. Мы не будем сегодня вдаваться в подробности каждой из них, а рассмотрим, как в целом наш характер может влиять на поведение на дороге и стиль вождения. А также, какая будет наша реакция на стресс, и как мы сможем с ним справиться.
Сознательный мотоциклист
Я уверенный в себе человек. Если у меня что-то не получается, я не виню других в этом. Я провожу работу над ошибками и делаю выводы. Я отношусь уважительно к другим людям и при этом могу ответить, если кто-то нарушает мои границы.
Моё поведение на дороге - сознательное поведение. Я адекватно отношусь к своим навыкам на дорогах, соблюдаю правила, где могу, добавляю скорости, где нет необходимости, не рискую. К выезду в город подхожу ответственно, перед каждым выездом визуально проверяю техническое состояние своего байка. Каждый раз, выезжая в город, я надеваю экип, и даже в жару, и даже когда ехать 5 минут. Если я раздражён, устал, расстроен, я предпочитаю не выезжать на мотоцикле. Если у меня есть сомнения по безопасности выезда в плохую погоду, я ничего никому не доказываю и остаюсь дома, даже если я обещал другим. Я отвечаю за своим мысли, чувства и поведение. Я регулярно совершенствую свои навыки в езде на мотоцикле. Я делаю выводы из своих ошибок. Я сажусь на мотоцикл, когда моя голова ясно работает и думает, так как понимаю всю степень ответственности на дороге. Но я также испытываю радость, занимаясь своим любимым хобби. Для меня это удовольствие. Избегаю ситуаций с неадекватными водителями и агрессивно настроенными людьми: понимаю, что из-за своих внутренних проблем и неуверенности в себе данные товарищи и ведут себя таким неподобающим образом.
Сомневающийся мотоциклист
Я подстраиваюсь и пропускаю всех и везде, даже если это не по правилам. Я иду на встречу другим людям, ставя свои потребности на последнее место. Из-за этого мне тяжело получать удовольсвтие даже от вождения мотоцикла, я регулярно сомневаюсь в себе. Со временем у меня накапливается негатив, и я выплёскиваю его через агрессию, в том числе и на дороге.
Поведение на дороге - адаптивное. Такой стиль вождения будет характеризоваться сомнениями. Я буду пропускать всех и везде, и при этом испытывать неприятные чувства. Мне будет казаться, что мотоциклы у всех лучше, быстрее. Что все едут хорошо, кроме меня. Я буду думать, что мои навыки очень слабы и что мне никогда не достичь более высокого уровня. Моя неуверенность видна другим участникам движения, они, как правило, пользуются этим, выдавливая меня с полосы. Я чувствую себя подавленным и раздражённым. Опасность такого поведения - резкий выплеск эмоций в самой неожиданной ситуации, из-за того, что долго адаптировался под других.
Какие можно дать рекомендации: помните, что если вы только выехали в город первый раз, естественно, что вы можете ехать медленнее, чем другие. Сохраняйте уверенность в себе. Только регулярная практика сможет вам помочь отработать свои навыки. Всем нам нужна поддержка время от времени. При необходимости вы можете обратиться за помощью к друзьям и близким, либо взять дополнительные уроки по вождению. Также вы можете получить поддержку на совместных бесплатных занятиях, которые регулярно проходят на Трассе 74. Там вас смогут поддержать и дать вам обратную связь по вашему стилю вождения и тому, как вы используете свои навыки. Другой вариант - это может быть даже обычная поездка, но с более опытным мотоциклистом; или посещение тренировок по спортивной джимхане, среди позитивно настроенных людей, любящих свое дело. Старайтесь максимально трезво, без эмоций, оценивайте свой стиль езды. Сохраняйте уверенность в себе, соблюдайте правила на дороге - не забывайте, вы такой же участник дорожного движения, как и все.
Крутой мотоциклист
Я всегда прав. И даже если я не прав, я докажу всем вокруг, что всё-равно я на самом-то деле прав! Очевидно, что я такой человек, который достигает своих целей лишь путем неустанной борьбы. Скорее всего, окружающие будут воспринимать меня как подавляющего других, нечувствительного и агрессивного человека. Такой человек, как правило, регулярно с кем-то борется, чтобы дать выход своей энергии и подтвердить свой жизненный стиль. Регулярные споры по любому вопросу - его фирменная фишка.
Поведение на дороге - агрессивное. Я считаю, что я на мотоцикле тут самый главный и для меня закон не писан. Я могу перемещаться по дороге совершенно хаотично и подрезать других участников движения. Как правило, я превышаю скорость и чрезмерно рискую своей и чужими жизнями. Мне нравится чувствовать опасность, так я ощущаю яркие эмоции и понимаю, что действительно живу. Другие эмоции не трогают меня, поэтому раз за разом я иду на риск. Свою неудовлетворённость от собственной жизни я вымещаю на других людях. Чтобы выплеснуть весь гнев, который накопился у меня из-за того, что я не могу удовлетворить свои потребности и решить свои проблемы. Я регулярно буду попадать в аварийные ситуации и конфликтовать с другими водителями на дороге.
Какие можно дать рекомендации: если вы любите бороться, любите азарт и адреналин, любите быструю езду - реализуйте все эти потребности там, где это безопасно: на гоночных треках. А заодно, борьба с настоящими мотоциколистами покажет ваш действительный, а не мнимый, уровень владения байком.
Глава 3. Чувства и мысли у нас в голове
Наши эмоции формируются и изменяются благодаря переживаниям, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Эмоции необходимы для нашей жизни и нашего выживания. Они являются естественной реакцией на ситуации, которые требуют действия. Они нужны нам, чтобы принимать решения. Это значит, что у вас не получится, например, отключить у себя страх. Бояться, волноваться – это естественно и нормально для человека. Так устроен наш мозг и нервная система. И как бы вы не хотели заставить себя в стрессовой ситуации на мотоцикле "не бояться повернуть в этот чёртов поворот" - у вас это не получится, всё равно будет страшно, а в экстренных ситуациях вы на 100% будете поступать инстинктивно. И ваша задача, как водителя, не допускать на дороге таких ситауаций.
Но стрессовые ситуации - очень кратковременные. Поворот вы проезжаете за считанные секунды, разминуться на перекрёстке с зазевавшимся водителем - это вообще доли секунды. Ну или вот более актуальный пример для новичков - сев на мотоцикл на экзамене, вы даже не представляете, насколько сильно у вас подскочит пульс, затрясутся и вспотеют ладошки;) Эмоции зашкаливают, а логическое мышление и здравые мысли полностью уйдут на второй план. В такие моменты человек не может осознанно принимать решения. Именно для успокоения своих чувств мы включаем свой мыслительный процесс, логику. Ваша первоначальная главная задача - успокоиться и вернуть себе уверенное, расслабленное состояние. И тут может очень помочь правильное дыхание. Наверняка вы и так замечали, как в обычных бытовых ситуациях периодически надо "расслабиться и выдохнуть", "постоять подышать" и т.д. Но можно сделать дыхание ещё более правильным, с его помощью успокоиться и вернуть себе расслабленное и уверенное состояние.
Как дышать:
1) Сделайте вдох на четыре счета
2) Задержите дыхание на четыре счета
3) Сделайте выдох на четыре счета
4) Задержите дыхание на четыре счета
Начните цикл заново и дышите так несколько минут.
Такая техника позволит вам быстрее вернуться спокойное состояние. Техника позволяет перейти из любого позитивного или негативного в нейтральное состояние. Убирает мандраж и волнение. Благодаря своей простоте не требует никаких особых навыков. А если вы сейчас только в процессе обучения на А категорию - вам предстоит сдача экзамена, и данная техника дыхания, перед тем как сесть на мотоцикл, просто не заменима;)
Также, если вы точно знаете, что в какие-то моменты вы испытываете сильное волнение, тогда статья «Волнения перед стартом» на моем сайте https://mental-coach-sport.tilda.ws/ будет для вас полезной . В ней есть несколько упражнений для самостоятельной работы, которые помогут вам научиться спокойно подходить к важным моментам в вашей жизни.
Глава четыре. Конфликты на дороге
Вы спокойно едете по своим делам, наслаждаетесь поездкой. Но не каждый день проходит идеально - вы замешкались, немного неудачно перестроились, возможно, возможно! слегка кого-то подрезали. Но это оказывается ОН! Блюститель правил и закона, который, в добавок, терпеть не может мотоциклистов. Он уже подрезал вас в ответ, опустил окно и что-то вам яростно кричит, и доказывает, как сильно вы были не правы и как он только чудом избежал дтп. В такой ситуации запомните самое главное: человеку в состоянии агрессии нет до вас дела. Он рад, что имеет возможность выплеснуть свой гнев. Чем ярче его крик, тем сильнее у него проблемы. Взрывной гнев является разновидностью пассивного поведения человека, так как такое поведение не направлено на решение проблемы. Человек отвлекает себя от возможности решить свою проблему. Самое простое и эффективное – игнорировать и пропустить такого участника движения, использовав золотое правило трёх "д": «Дай Дорогу Дураку». Если по какой-то причине вы не хотите или не можете в такой ситуации просто спокойно уехать дальше, то тогда постарайтесь переключить кричащего на мыслительную деятельность. Главное, не кричать в ответ, а говорить спокойно; и не спорить, а соглашаться с другим водитем. И даже простое: «Извини, да, был не прав», остановят пыл агрессивного человека. И неважно, что вы на самом деле думаете об этой ситуации. Ваша задача не решать проблему уровня "в интернете кто-то не прав!", а избежать конфликтной ситуации и спокойно ехать дальше. Эффект переключения даёт колоссальную включенность и понимание того, в какой ситуации вы и он находитесь.
Ну а если конфликт произошел по вашей инициативе, проанализируйте и подумайте, а почему так произошло и как вы позволили зайти ситуации так далеко. Чтобы избежать ее повторения в будущем.
Глава пять. Аварии и стрессовые ситуации на дороге
Одним из надёжных методов снижения сильного стресса является элементарный разговор. Нужно, чтобы вы, после яркого негативного события, смогли рассказать и поделиться тем, что произошло и что вы почувствовали в этом моменте. Главное, сделать это до того, как вы ляжет спать. Лучше всего в рассказе вспомнить как можно больше подробностей о произошедшем событии, описать его ярко и эмоционально. А в идеале - ещё и поделиться произошедшим с несколькими близкими людьми, проживая этот момент несколько раз. Так вы сможете эффективно избавиться от гнетущих вас мыслей и эмоций, и опять почувствуете себя спокойно и уверенно.
Какими ещё упражнениями можно себе помочь:
1) Крылья бабочки. Можно похлопать себя по плечам двумя руками. Руки сделать накрест. Такое положение рук и легкие похлопывание напоминают крылья бабочки.
2) Стена. Другой вариант - прислониться лбом к какому-то предмету. Окно, стена, байк. Такое положение позволяет нам расслабиться и "выдохнуть", что увеличивает наши шансы вернуться в спокойное состояние.
Другие варианты:
1) Положение тела. Если нам необходимо достаточно быстро успокоиться, то правильное положение тела поможет нам в этом. Сядьте ровно: удобно поставьте ноги на землю; почувствуйте опору, надёжность под ногами. Свободно положите руки на колени. Не перекрещивайте ни руки, ни ноги. Дышите медленно и глубоко (можно на четыре счёта). Сидите так, пока ваши чувства не улягутся.
2) Чтобы волнение снизилось, слегка постучите себя по груди кулаком. Проделайте такое упражнение несколько раз, пока не почувствуете себя более уверенно и спокойно.