Наши проекты
1
2

Часть 4. Взгляд

Каждый тест - это сам по себе обучающий материал. Не старайтесь просто ткнуть правильный ответ, обязательно думайте, а как действительно надо поступить. И обязательно читайте комментарии, даже если ответили правильно. Ну и чтобы вам не приходилось решать тесты вслепую - рекомендую почитать статьи и посмотреть ролики по ссылкам ниже.

Наша задача во время движения на мотоцикле смотреть как можно дальше вперёд по ходу движения. Что это значит? Что трогаясь со светофора мы уже должны бросать взгляд на следующий светофор. Заходя в поворот мы уже должны смотреть на точку выхода из поворота. Но зачем нам это нужно и как правильно работать взглядом? 

И почему я вообще завожу речь о таком, казалось бы, очевидном навыке - умение смотреть? У мотоциклистов из-за присутствия постоянного риска упасть вырабатывается очень вредная привычка - смотреть себе под колесо и искать там песок, открытые люки, ямы. Кроме того, у мотоцикла нет капота, благодаря чему есть возможность смотреть непосредственно перед собой. Из-за этого формируется некая “близорукость”,  мотоциклист фокусирует взгляд на объектах, которые находятся рядом с ним, а это в корне неверно. 

Вот всего лишь несколько причин, почему нам нужно смотреть как можно дальше вперёд: 

1. Дальше смотрим - больше видим

Это отлично работает и на прямых, и в поворотах. Если мы едем по по дороге, у которой 3 полосы в каждом направлении и подъезжаем к пробке, как определить, в какое междурядье лучше заехать, где машины стоят более широко? Взгляд далеко вперёд позволяет раньше замечать пробки, аварии, а также потенциально опасные места для мотоциклиста - выезды из дворов и припаркованные машины. В повороте взгляд далеко вперёд работает ещё лучше - вы оцениваете радиус поворота, замечаете какие-то препятствия (аварию, люк), видите других участников движения. Есть такая достаточно характерная для мотоциклистов авария - вы подъезжаете к перекрёстку, останавливаетесь на красный. Загорается зелёный, вы трогаетесь и поворачиваете направо. Но дорога в этом месте плохая - люки, ямы, да ещё и какой-то песок под колёсами. Вы внимательно смотрите перед собой чтобы не упасть - и вдруг бах, врезаетесь в пешехода. Как так получилось? А ему горит зелёный. И с пешеходом это ещё очень простой пример - а ведь у нас по тротуарам без ума без памяти гоняют велосипедисты и вылетают на дорогу с приличной скоростью, как будто они пешеходы. И когда взгляд направлен во внутрь поворота, ещё есть шанс успеть заметить такого “лётчика”. А если смотришь себе под колесо - точно нет.

Вот пример весьма распространённой аварии с пешеходом. А мы с вами запомнили урок первый - чем дальше смотрим, тем больше видим.

2. Дальше смотрим - правильно оцениваем скорость

Я всегда привожу здесь пример из своего детства - когда мы ездили за город на машине, я очень любил смотреть далеко вперёд, чтобы казалось, что мы едем очень медленно. Деревья “замирали” по бокам дороги, и я мог долго наблюдать за одним из них. А потом я поворачивал голову в боковое окно - и все объекты начинали проноситься с такой бешеной скоростью, что я ничего не мог различить. С тех пор ничего в жизни не изменилось)) Если вы смотрите себе под колесо во время движения, вам кажется, что вы едете очень быстро, вам становится страшно. Переводите взгляд далеко вперёд - и начинаете трезво оценивать свою скорость. Опять же, на прямой почти никогда не возникает проблем, но в повороте …

Помню, как я первый раз в своей жизни приехал на трек. Было раннее утро, мы были там вдвоём с товарищем и я катался быстрее него. Чувствовал себя прям как Валентино Росси, закладывая в поворот))) Но потихоньку начали подтягиваться другие ребята-мотоциклисты, и вот, когда на очередном круге я шёл в самом быстром на этом треке повороте - а понимайте правильно, поворот широкий и действительно быстрый, мне казалось, что я там еду почти в полный газ и на пределе возможностей - вдруг меня по внутренней траектории обгоняет какой-то байкер. Но он был на спортбайке, в цельном кожаном костюме со спортивным “горбом” и я решил “ну ладно, это небольшой удар по моему самолюбию”. И только я опять настроился на то, что я тут еду почти как профессиональный спортсмен, как меня по внешней траектории (а что такое внешняя траектория? Это значит у спортсмена на ней значительно выше и скорость, и угол наклона мотоцикла) меня со свистом обгоняет девчонка! Девчонка!!! В общем, вся моя гордость от управления мотоциклом осталась где-то в том повороте. Я подошёл к более опытным ребятам и стал спрашивать, что не так с моим вождением? И первое, что они сказали, смотри дальше вперёд. Как только я увёл взгляд не на 3 метра от мотоцикла, у куда-то в конец поворота - мне сразу стало проще, не так страшно ехать. И я осознал, как медленно я плетусь в этом повороте! Нет, я не поехал сразу быстрее, но стал правильно оценивать свою скорость.

В ролике можно оценить восприятие скорости и правильную работа взглядом на треке. А мы с вами усвоили второй урок: дальше смотрим - адекватнее оцениваем скорость.

3. Куда смотрю - туда еду

Эта простая истина работает в 100 случаях из 100. Но в чём проблема, ведь мы и на машине смотрим точно так же??! А вот и нет. Представьте, вы едете на машине, видите перед собой люк и хотите его объехать. Вы смотрите на люк, едете прямо на него, он остаётся у вас между колёс, всё хорошо. А теперь та же ситуация на мотоцикле - вы видите люк, смотрите на люк … и дальше, что бы вы не предпринимали, вы обязательно в люк и въедете! На мотоцикле вы всегда смотрите на ТРАЕКТОРИИ, по которым вам надо ехать. Если хотите объехать люк - надо смотреть вправо или влево от него. И так во всём - с резко остановившимися машинами, ямами, пешеходами - ваша задача всегда смотреть туда, где вы должны ехать, на свою траекторию. И категорически важно следовать этому правилу в поворотах.

Почему нам страшно в повороте? Мотоцикл в нём наклоняется, и вам всегда будет некомфортно. Вас будут терзать сомнения - а хватит ли держака, а не слишком ли большой у меня угол наклона, а не слишком ли высокая скорость??? В какой-то момент вам захочется посмотреть на обочину - просто проверить, а не несёт ли вас наружу поворота. И вот тут-то и случается авария. Вы ещё какое-то время будете ехать в направлении обочины, пытаться тормозить - но ничего не поможет. Как только вы посмотрели на обочину - вы начали ехать на обочину! И всё ещё опаснее со встречной полосой. Ваша задача в повороте всегда смотреть как можно глубже в поворот, в идеале - на точку выхода из поворота. Или на максимально видимую вам точку, если поворот закрытый. Есть ли исключения из этого правила? Да, одно есть - если поворот слишком широкий и очень пологий. Тогда точка выхода может находиться и в нескольких сотнях метров от вас. В таком случае вы просто смотрите как можно дальше вперёд.​

В ролике обратите внимание на то, куда я смотрю в повороте и к чему это привело. А мы с вами усвоили третий урок: - как только вы начали поворот ваша задача смотреть на точку выхода из него.

Так куда смотреть?

И ещё один важный момент - не бойтесь, что при взгляде далеко вперёд вы не увидите яму под колесом. Наше зрение не статично, мы не можем его держать постоянно прикованным к одной точке. Вы бросаете взгляд вперёд - замечаете все опасности, поджидающие вас на пути, возвращаете взгляд к ближайшей из них, начинаете объезжать - опять бросаете взгляд далеко вперёд и т.д. Более того, наше зрение очень узко сфокусировано, и мы на самом деле видим очень мало при взгляде в одну точку - в остальном работает периферийное зрение. Оно отлично реагирует на движение, но совершенно не реагирует на какие-то мелкие детали. Поэтому наша задача не фокусироваться на одной точке, а постоянно перемещать взгляд к тем объектам, которые представляют для нас возможную опасность, оценивать их и внимательно изучать, и только потом опять бросать взгляд далеко вперёд.

В ролике ниже не только правильная работа взглядом, но в целом применение навыков и знаний о дорожной стратегии на практике (но с учётом непривычного для нас, левостороннего движения)

Количество вопросов: 5

Начать тест